Безопасность ДНК-тестов, проводимых на дому, беспокоит власти США
Все большую доступность обретают ДНК-анализы, проводимые на дому. Получить небольшой набор для проведения генетического теста вполне реально даже на Amazon, но американские конгрессмены уже вовсю бьют тревогу. Они полагают, что производители анализов смогут продавать третьим лицам генетическую информацию о собственных клиентах. При этом сами фирмы заверяют, что личные данные их покупателей надёжно защищены.
Любопытно, что цены на домашние ДНК-анализы были снижены во время праздничных распродаж многими фирмами, выпускающими данную продукцию. Некоторые уже довольно давно торгуют своими наборами на сайтах крупных ритейлеров. Чак Шумер, сенатор от демократов, полагает, что такая доступность весьма подозрительна. Он заявил на пресс-конференции, что предоставлять частным фирмам собственные генетические данные весьма опасно. Он даже подробно разъяснил алгоритм работы домашних ДНК-тестов. По его словам, человек проводит ватной палочкой по внутренней стороне щеки или же просто плюёт в баночку. Материал затем отправляется в компанию, а та взамен присылает расшифровку ДНК клиента.
По мнению Шумера, многие из компаний, выпускающие комплекты для домашних исследований ДНК, сформулировали соглашение об обслуживании клиентов весьма расплывчато. По его мнению, мало кто из потребителей до конца понимает, что его конфиденциальная информация может оказаться у третьих лиц. Не сработают в такой ситуации никакие ограничения. Информация может открыто перепродаваться фирмами кому угодно. И неизвестно, что произойдёт далее с генетической, личной информацией клиентов.
Заявления сенатора были опровергнуты рядом представителей стартапов в сфере генетики. Как отметили, например, в 23andMe, личная информация пользователей ими не продаётся. Они даже не включают полученные данные в собственные исследования, не получив согласия клиентов. В MyHeritage тоже уверяют, что третьим лицам личную информацию клиентов не продают. В Ancestry генетическую информацию пользователей применяют в исследованиях, а также для продвижения собственных продуктов, но лишь с согласия клиентов.
Уже во многих государствах ДНК-исследования превратились в привычную всем практику. В Америке госпитали включают эти тесты в программу стандартного медицинского осмотра. Аптеки Канады подбирают лекарственные средства пациентам, основываясь на результатах генетических исследований. В Китае же работают над сбором генетической базы данных, что будет включать информацию о 80 миллионах человек.
Источник: nbcnews.com