Клавиатуры вчера и сегодня (13 фото)
С момента своего появления, компьютерная клавиатура постоянно развивалась и эволюционировала, однако, не смотря ни на что, самым популярным её вариантом остаётся именно тот, который много лет назад был позаимствован у пишущей машинки. Предлагаем вашему вниманию небольшой экскурс в историю этого устройства, которое так слабо поддаётся влиянию времени и вряд ли изменится в обозримом будущем.
Самой популярной раскладкой клавиш в современных клавиатурах является QWERTY, унаследованная от печатных машинок, однако, как показали испытания, она не очень эффективна и попытки создания альтернативы предпринимались множество раз. Наиболее рациональным признан вариант, который разработал August Dvorak в 1930-х годах, получивший название "Упрощённая клавиатура Дворака". При разработке данной раскладки были учтены физиологические особенности человека и ввод больших объёмов текста с её помощью является менее утомительным по сравнению с QWERTY. Кстати, большинство операционных систем сейчас имеют встроенную поддержку всех версий клавиатуры Дворака.
Компания PCD Maltron выпускает свои клавиатуры с 1977 года и до сих пор остаётся на рынке. Особенностью её продукции является уникальная раскладка, которая может оказаться комфортной для людей с ограниченными возможностями. В целях увеличения эргономики, поверхность этих устройств имеет значительные искривления, а доступ к большому числу клавиш можно получить всего одной рукой.
Мембранные или "безкнопочные" клавиатуры появились в 80-х годах прошлого века и использовались в портативных компьютерах типа Sinclair ZX81. Их особенностью стала защита от влаги и пыли, но слепая печать оказалась затруднительной из-за отсутствия рельефной поверхности.
В 1984 году компания IBM выпустила домашний компьютер PCjr, который имел множество конструктивных недостатков. Несмотря на то, что уже через год производство было прекращено, эта модель стала первой, получившей беспроводную клавиатуру. Передача данных осуществлялась через ИК-порт, а для питания использовались 4 батарейки AA.
В том же 1984 году компания Apple выпустила модель "портативного" компьютера IIc, который имел механический переключатель способа ввода с QWERTY на упрощённую клавиатуру Дворака и обратно.
В 1980-х годах были предприняты первые попытки создания "умных часов": компания Seiko выпустила электронные часы Data 2000 и UC-2000, которые могли хранить записи длинной до 2000 символов, для ввода которых использовались специальные отдельные клавиатуры.
1985 год можно назвать годом рождения классической клавиатуры. Именно тогда компания IBM выпустила Model M, клавиатура которого не только имела тот вид, к которому мы все привыкли, но и была оснащена системой возврата клавиш в исходное положение, которое сопровождалось характерным и не менее знакомым щелчком.
В 1996 году увидела свет "хакерская" клавиатура Happy Hacking Keyboard, произведённая компанией Fujitsu по заказу PFU Limited. Количество кнопок на ней было уменьшено приблизительно до 60, что привело к уменьшению размера и стало довольно серьезной модификацией (но не альтернативой) привычной QWERTY.
Появление первых карманных компьютеров или КПК так же не осталось без внимания разработчиков периферийных устройств ввода. Клавиатура Stowaway была аналогом современных док-станций и подключалась напрямую к портативным гаджетам, значительно упрощая работу с ними. А проблема размера была решена специальным складным механизмом.
В 2002 появился прототип виртуальной клавиатуры Canesta, которая проецировала изображение на поверхность стола. Корейская компания Celluon лицензировала технологию и выпустила на её основе несколько устройств, например evoMouse или чехол для iPhone, названный Prodigy. В 2010 права на Canesta приобрела корпорация Microsoft и объединила её с собственными разработками в области пользовательских интерфейсов.
За последние несколько лет получили распространение игровые клавиатуры, которые предназначены для ведения сетевых баталий, имеют множество дополнительных кнопок, возможности модификации и прочих настроек, но практически всегда в их основе лежит узнаваемая база.
Проекционные и экранные клавиатуры имеют один существенный недостаток: набор текста на них может сопровождаться вибрациями и звуками, однако, они не дают тактильных ощущений, необходимых для слепого ввода. Технология, над которой работает компания Tactus, предполагает динамическое изменение поверхности при вводе текста таким образом, что под пальцами появляются "тактильные пиксели" - бугорки, символизирующие кнопки; когда ввод закончен, поверхность снова становится ровной и гладкой.