Российский социальный интернет станет конкурентом YouTube
В ближайшем будущем начатый в мае 2020 года эксперимент с бесплатным доступом граждан России к социально значимым сайтам будет расширен. В настоящее время пользователи получают возможность бесплатно работать с 371 социально значимым сайтом. На следующем этапе, по задумке администрации президента (АП) и Минцифры, операторы откроют бесплатный доступ к «облегченным» версиям телеканалов, социальным сетям и видео. Бесплатный доступ к видео является основным аргументом в конкурентной борьбе с YouTube с целью продвижения российского видеоконтента.
В настоящее время инициировавшие нововведения АП и Минцифра ведут переговоры с операторами над расширением проекта «Доступный интернет» и предоставлении россиянам бесплатного доступа к видеоконтенту в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники», к сайтам каналов первого и второго мультиплекса. Реализация проекта преследует главную цель - повышение конкурентоспособности отечественного видеоконтента в соперничестве с иностранными ресурсами, такими как YouTube, блокировавшим ряд российских средств массовой информации.
В настоящее время за период действия проекта «Доступный интернет», бесплатным доступом воспользовались 1,8 млн уникальных пользователей. По данным аналитиков в настоящее время в Рунете среди самых популярных сайтов четвертую строчку занимает «ВКонтакте» (74,1 млн человек в месяц), а на десятой находится и «Одноклассники» (46,5 млн). При этом принадлежащий Google YouTube расположен на третьей позиции с пользовательской аудиторией 80,1 миллиона и 30-35% трафика у отечественных операторов.
Новые инициативы властей могут привести к значительным финансовым потерям операторов, считают аналитики, и не приведет к успехам в конкуренции с YouTube. По мнению генерального директора Института исследований интернета Карена Казаряна около 30% пользователей, после расширения бесплатного доступа, попросту не будут платить за интернет. В результате в первый год операторы потеряют около 6,8 млрд рублей, а в следующие годы по 5,5 млрд рублей ежегодно. Убытки могут привести к тому, что будет значительно увеличено время и количество рекламы в интернете. Кроме того операторы связи для минимизации потерь будут различными путями увеличивать плату по тарифным планам.