О тенденциях синергии автомобилестроения и АйТи технологий
В современном мире отчетливо ощущается тенденция автоматизации механических процессов, и объединения их единым центром управления. Эта тенденция не миновала и автомобили. В ноябре 2015 в Штутгарте проходила конференция по автомобильной телематике TU-Automotive Europe 2015, на которой было озвучено несколько перспективных технологических трендов.
1. Автомобиль как часть цифровой экосистемы.
Одна из главных задач, стоящих перед производителями сегодня – это внедрение автомобиля в цифровую экосистему гаджетов и сервисов. Идею объединения автомобилей, гаджетов и умных домов в единую сеть разделяет большинство лидеров автомобильного рынка.
2. Автопилот 2.0
Ещё один важный тренд — дальнейшее развитие картографических сервисов.
«Живые карты» (living map) – это карты, работающие в режиме реального времени и обновляющиеся ежесекундно. Автомобили, использующие технологию машинного зрения, смогут собирать информацию о пробках, погоде, дорожных знаках, ремонтных работах и т. д. и передавать её на облачные серверы, с которых обновления будут «подгружаться» другим участникам интеллектуальной транспортной сети. Кроме этого, водители получат возможность общаться друг с другом.
3. Технологии машинного зрения.
Также быстро развиваются технологии машинного зрения. Создание систем предупреждения аварийных ситуаций. Сейчас активно развиваются технологии Мобилай (Mobileye) и City Safety (разработчик – Volvo).
Системы отслеживает траекторию движения машины и предупреждают водителя, если он слишком близко приблизится к впереди едущему автомобилю, или в случае его резкого торможения. При этом возможно не только получение предупреждения, но и автоматическое торможение в критических ситуациях.
Существуют и другие способы применения машинного зрения — например, компания Ford разработала «умные фары», реагирующие на информацию, поступающую с фронтальной камеры. Электроника расширяет луч света фар при приближении к знаку перекрестка или кругового движения, кроме того, система может распознавать и внезапно появляющиеся на дороге объекты, заранее освещая их, что помогает снизить вероятность наезда на препятствие.
4. Умное вождение
Развитие телематических сервисов позволит в ближайшем будущем создать индивидуальные страховки, стоимость которых будет зависеть от стиля вождения (usage based insurance).
С помощью установленного в машине модуля для сбора телематических данных (включение и отключение двигателя, ускорения и торможения, пристёгнутый ремень и тому подобное) страховые компании смогут получать информацию о том, насколько аккуратно и активно водит машину их клиент. Чем меньше и аккуратнее ездит автовладелец, тем дешевле будет стоить его полис.
Кроме того, телематические системы смогут выдавать автовладельцам рекомендации по изменению стиля вождения, чтобы сделать его более безопасным и экономным. Подобный сервис своим клиентам уже предлагает американская General Motors.
В России существуют аналогичные разработки. Например, телематическая модульная система «Элемент» от «Лаборатории умного вождения». «Элемент» позволяет с помощью приложения и установленного в автомобиле ODII-адаптера удаленно управлять автомобилем (блокировать/разблокировать, следить за состоянием автомобиля), оптимизировать расходы и улучшать стиль вождения. Система помогает вовремя узнать о неполадках в автомобиле, уменьшить расход топлива и, как следствие, снизить стоимость автомобильных затрат, она уведомляет об эвакуации и произошедшем ДТП, помогает связаться с ремонтной бригадой, или вызвать эвакуатор, а в случае угона своевременно сообщает об этом и содействует в вызове группу реагирования.
«Элемент» - полностью российская разработка модульной системы, адаптированной к российским реалиям и совмещающей в себе телематические и охранные функции.
Функционал системы сводится к следующему:
1. Удаленная диагностика автомобиля.
С помощью устройства «Элемент» возможна удаленная диагностика автомобиля — например, считывание кодов ошибок и считывание данных о пробеге, анализ общего состояния автомобиля, а также возможность своевременного дистанционного вызова ремонтной бригады. Кроме этого, устройство самостоятельно анализирует систему и предупреждает владельца, в случае неполадок.
2. Сбор данных о ДТП.
Система позволяет осуществлять сбор данных о ДТП по всем осям — как с включенным, так и с выключенным двигателем. Что значительно упрощает процесс реконструирования картины аварии. В 2018 году, «Лаборатория умного вождения» вошла в список компаний, аккредитованных Российским Союзом Автостраховщиков, что в скором времени позволит оформлять ДТП без вызова ГИБДД.
3. Скоринговая модель и умное страхование.
Модель оценивает стиль вождения и генерирует рекомендации по его улучшению. Эта функция позволяет страховым компаниям разрабатывать индивидуальные тарифные планы КАСКО. При этом скидки составляют до 50% от стоимости.
4. Противоугонная система.
В случае угона автомобиля, система безопасности блокирует основные функциональные узлы автомобиля и уведомляет владельца. Диспетчер связывается с владельцем, для предупреждения и корректировки последующих действий 24/7. Возможен вызов группы реагирования диспетчером самостоятельно (при подключении дополнительной услуги).
На сегодняшний день, российский рынок «умных» автомобильных технологий находится в самом начале своего пути, но уже понятны его перспективы.
К примеру, уже сегодня крупнейшие страховые компании России занимаются внедрением подходов по созданию индивидуальных страховых тарифов на основе телематических данных – в их числе, «Альфа-Страхование», «Согласие», «Росгосстрах» и «Ингосстрах». Используя телематическую систему «Элемент», уже сегодня водители имеют возможность снизить стоимость КАСКО до 80%.
По словам экспертов страховой отрасли, уже в ближайшие годы доля российских автовладельцев, использующих программы умного страхования, достигнет 10-15%.