Металлический "бородавочник": джойстик Thrustmaster HOTAS Warthog (обзор)
Джойстики для авиасимуляторов покупаются не столь часто, да и предпочтение в большинстве случаев отдается недорогим моделям за 20-60 долларов. Однако зачастую амбиции после такой покупки, бывает, вырастают в разы – хочется точности, хочется аутентичности. Что ж, теперь это не проблема. Вслед за моделью HOTAS Cougar, под брендом Thrustmaster появился еще один аутентичный джойстик – HOTAS Warthog. Если первый HOTAS Cougar копировал панель управления истребителя General Dinamics F-16, то Warthog – еще более аутентичная копия части панели управления штурмовика Fairchild Republic A-10C Thunderbolt II, в американском народе прозванном «бородавочник», то есть «warthog» за специфическую форму «морды лица».
Стоит джойстик достаточно приличных денег по меркам большинства, однако если очень захотеть, то... дальше думайте сами. Ну а мы посмотрим, за что же предлагается заплатить 500 долларов. Вообще, впечатления начинаются уже с коробки – поднять её непросто – весит все 10 кг.
Внутри еще две коробки белого цвета, в которых упакован джойстик и ручка управления двигателем – РУД. Комплект небогат: есть только инструкция (краткая, на многих языках), гарантийный талон, да шестигранный ключ (об этом позже).
Наконец, настает черед достать джойстик. Открываем коробку, достаем увесистый пенопласт, раскрываем его и видим основание джойстика и ручку.
Рукоятка съемная, устанавливается на рычаг и привинчивается массивной алюминиевой гайкой. Разъем в точности совпадает с первым HOTAS Cougar, так что ручку от Cougar можно прикрутить и к «Уортхогу».
После сборки получаем увесистую и большую ручку управления самолетом – РУС. Кстати, и ручка, и основание сделаны из металла. Ручку, признаться, из металла мы видим впервые – да, она именно такая, на ощупь холодная и тяжелая.
Ручка достаточно проста по устройству – это джойстик, работающий по осям X и Y, поворота РУС (твиста) здесь нет, что полностью соответствует прототипу этой реплики РУС. Зато представлено полное обилие кнопок и миниджойстиков, которые есть и на оригинале – любопытные легко найдут фото кабины оригинального самолета и сравнят.
«Лицом» к пилоту повернуты красная кнопка-гашетка, вокруг ней три джойстика: один 8-позиционный, черная «пипка» снизу – четырехпозиционный, справа от «пипки» - 8-позиционный. Если серая шляпка – типичный hat, то ручка под ним – дублирует 4 кнопки джойстика, которые можно настроить в любом симуляторе. Отличия от «пипки» слева от него заключаются в том, что кнопки в диагональных позициях нажимаются парами, да и тактильные ощущения совсем иные. Слева чуть ниже заметен серый миниджойстик, он четырехпозиционный, но еще имеет и возможность нажатия – пятая кнопка. Это уже пять программируемых кнопок.
Под указательным пальцем есть спусковой крючок-гашетка для управления пушкой A-10C, а также еще одна кнопка на правой стороне РУС.
Под мизинцем еще две кнопки – одна из них с рычажком, к слову, тоже металлическим.
Итого на РУС начитывается 18 кнопок плюс хэт-свитч. Все они могут программироваться, но в оригинальном симуляторе Digital Combat Simulator A-10C Warthog задействованы под своими собственными функциями, завязанными в соответствии с таковыми у оригинала.
РУД упакован в другую коробку, размером поменьше, но уж точно не легче. РУД собран, привинчивать ничего не нужно. Вместе смотрятся великолепно.
К слову, корпус РУД тоже металлический, только сами ручки на этот раз пластиковые, но выглядят очень прочными. При первом взгляде на панель начинают разбегаться глаза от обилия надписей на корпусе и всяких рычажков. Тут вам нет номеров кнопок, тут реальные подписи к переключателям, которые в точности соответствуют панели самолета A-10.
Форма ручек, естественно, тоже. Кстати, размер ручек РУД и РУС показался великоват даже для средней мужской ладони, а миниатюрной женской они и вовсе будут совсем неудобны, что уже говорить о детях. Правда, цветы жизни не обращают внимания на подобные мелочи. Если же сменить тему и поговорить об органах управления, то выделим на корпусе РУД две ручки управления двигателями, на которых располагается множество переключателей и миниджойстиков.
На правой стороне правой ручки 4-позиционный миниджойстик с возможностью нажатия – вот уже сразу пять программируемых кнопок, ниже оригинальный переключатель с тремя позициями: нейтральной (выключено), нефиксируемой задней и фиксируемой передней. Это еще две программируемых кнопки. Ниже серый набалдашник еще одной 3-позиционного переключателя, на этот раз все позиции фиксируемые, а ниже красный набалдашник 3-позиционного переключателя с нефиксируемыми позициями – аналог двух кнопок. Последний довольно туговат, к тому же до него надо тянуться, что для большой ладони труда не составит. На передней части обеих ручек так же есть кнопки: на правой РУД 8-позиционный хэт, рядом с которым миниджойстик в прямом смысле слова – он дублирует оси X и Y – плавности никакой, зато он управляет курсором прицела в оригинальном симуляторе DCS A-10C. На левой РУД спереди лишь кнопка-гашетка.
Кроме того, на левой боковине левой РУД есть еще один 3-позиционный переключатель с фиксируемым позициями (тоже аналог двух кнопок). Кроме того, есть механический блокиратор ручек, который блокирует их вместе, так что их нельзя перемещать по отдельности.
На базовой части представлено несколько переключателей и пара кнопок, плюс имеется ползунок триммера руля высоты, а также колесо, регулирующее сопротивление передвижению ручек РУД. Переключатели следующие: два тумблера переключения топливных баков (вкл.-выкл.), чуть ниже два тумблера управления зажиганием (выкл.-вкл.-нефиксируемая позиция), рядом тумблер APU Start (вкл.-выкл.). Справа серый движок ползунка, ниже – кнопка Silence. На отдельно выделенной панели в самом низу присутствуют органы управления автопилотом и радаром – это два двухпозиционных тумблера и один трехпозиционный, а также кнопка.
Слева от ручек находится трехпозиционный переключатель закрылков (FLAPS).
Между ручками расположена съемная крышка, крепящаяся двумя винтами, для которых и прилагается ключ в комплекте. Под это крышкой спрятан перекидной сухарик, который призван устанавливать режим форсажа: по умолчанию в крайнем переднем положении РУД работает форсаж. Если перевернуть сухарик, сняв крышку, то для установки форсажного режима понадобится приподнять РУД от промежуточного упора вверх и еще передвинуть вперед до упора.
Кстати, после положения IDLE у ручек есть крайнее заднее положение OFF, для чего их нужно приподнять и передвинуть назад до упора. Это, кстати, в драйвере отражается как еще две кнопки. Итого программируемых кнопок (или различных положений) на РУД насчитывается аж 32. По-моему, это рекорд. Но и это еще не все плюшки: во время работы часть надписей на панели подсвечивается изумрудным светом, к тому же на панели есть пять программируемых светодиодных индикаторов, последние, правда, задействуются только при использовании оригинального драйвера-ПО T.A.R.G.E.T. с помощью которого настраиваются все продукты серии HOTAS, в том числе и рассматриваемый джойстик.
В игре
При подключении джойстик бодро определяется Windows 7 как два устройства – Throttle HOTAS Warthog и Joystick HOTAS Warthog. Их, естественно, несложно откалибровать и настроить в играх по своему усмотрению. Точность передвижений крайне высока – джойстик и РУД реагируют на минимальное передвижение, а точность центра просто потрясающая – центральные положения ползунка и РУС находятся точно посередине диапазона от 0 до 65535, в отличие от манипуляторов с резисторами. В рассматриваемом манипуляторе применены магнитные сенсоры типа "датчик Холла", названные H.E.A.R.T (Hall Effect AccuRate Technology), поэтому точность превосходная.
Хотя в силу конструкции РУС идеально ровный круг в JoyTester получить не удалось – у рукоятки есть выраженное центральное положение, что многим вирпилам не понравится. Тем не менее, точность весьма высока и управлять виртуальным самолетом можно крайне тонко. Единственное, чего реально не хватает, когда играешь в симуляторах X7 или MS Flight Simulator – это педалей Rudder. Аналог есть у Saitek, но стоят они 180 долларов, что не так уж и мало. Если для Warthog педали не нужны – этот самолет управляется иначе, то для гражданской авиации и тем более вертолетов педали просто необходимы. Можно, конечно, для rudder задействовать одну из ручек РУД (по умолчанию левая), но это уже не то. Если говорить об эргономике, то уже упоминались довольно крупные рукоятки. Кнопки и переключатели у джойстика промышленного класса, поэтому выглядят и ощущаются как суперпрочные, тем более, что все выполнено из металла. Круглые кнопки тоже промышленные, поэтому нажимаются они довольно туго, да и тумблеры, а также хэт на РУД довольно сильно сопротивляются передвижению, но это лишь добавляет реализма – летчик-то в перчатках летает.
Выводы
Комплект из РУД и РУС для управления в самолетом в одноименном симуляторе DCS A-10C Warthog от компании Thrustmaster может похвастать чуть ли не абсолютной аутентичностью и соответствием прототипу. Этот продукт предназначен для настоящих ценителей и может быть интегрирован в домашний комплекс кабины самолета, те более, что отверстия для крепления к сиденью имеются. А РУС вообще можно открутить от пластины основания и закрепить между ног вирпила так, как это сделано на настоящем самолете.
Кроме того, можно приобрести и комплект из двух кнопочных панелей MFD 2xMFD Cougar с 28 кнопками на каждой. Энтузиасты помещали их на монитор (отдельный) на который выводились нужные изображения в пределах экранов MFD и контрольных приборов между ними в точном соответствии с панелью приборов самолета A-10. Фактически, игрок в такой системе почти полностью погружается в атмосферу виртуальных боевых действий – отличное вариант провести свободные часы, не прикладываясь к бутылке и не тряся жирком на дискотеке. К тому же неплохой способ выплеснуть эмоции и натренировать внимание и реакцию. В общем, Thrustmaster HOTAS Warthog – это продукт для истинных ценителей и поклонников виртуальных полетов, хоть и завязанный на определенную модель самолета, что его совсем не портит: по качеству это один из самых лучших комплектов на рынке, причем предлагаемый по весьма привлекательной цене. Плохо лишь одно – недостает педалей руля направления.
Автор: Егор Емельянов